Энциклопедия женского здоровья. Дениз Фоули, Эйлин Нечас

Некоторые специалисты утверждают, что на женщин, особенно на работающих женщин, давление еще больше. Женщины склонны брать на себя все заботы. И на рабочем месте, и дома их обязанностям нет конца. Так же как и требованиям к ним со стороны окружающих. Все это давление создает стресс, способствующий возникновению многих болезней, в том числе болезни сердца, убийце номер один.

"Женщины разрываются между обязанностями на работе и в семье, - считает Маргарет А. Чесни, доктор философии, адъюнкт-профессор кафедры эпидемиологии медицинского факультета Калифорнийского университета в Сан-Франциско. - Даже тогда, когда муж делит с женой домашнюю работу, женщины чаще всего взваливают на себя обязанность следить, чтобы все было сделано.

И у работающих мужчин, и у работающих женщин в течение рабочего дня повышается тонус сердечно-сосудистой деятельности, - отмечает д-р Чесни, - но вечером картина сердечно-сосудистой деятельности у мужчин и у женщин становится совершенно различной. Для мужчин характерен спад, расслабление, которое начинается, когда они возвращаются домой. У женщин, напротив, происходит возбуждение, которое распространяется на вечер". Другими словами, женщина не сбавляет обороты к концу дня, ее рабочий день продолжается и в домашней обстановке.

К чему же приводит стресс? "К боли в груди, - отвечает Линни Линдхолм, доктор философии, руководитель научных исследований по кардиологии, проводимых на кафедре медицины Флоридского университета в Гейнсвилле. - Женщинам, у которых больное сердце, или тем, кому грозит болезнь сердца, необходимо понять, к чему ведет чрезмерная загруженность. Очень часто единственную возможность отдохнуть женщины получают, лишь когда болеют. Такова цена их отдыха".

Женщины должны учиться останавливать себя, перераспределять работу между другими и научиться говорить "нет". "Труднее всего дается "нет". Я спрашиваю у тех, кого консультирую: "Вы что, потеряете работу или наживете себе врагов, если иногда будете говорить "нет"? Надо отыскать способы изменить поведенческие привычки, - советует д-р Линдхолм. - Когда кто-либо обращается к вам с просьбой или предложением, выработайте привычку говорить: "Могу я ответить тебе попозже?" Затем выберите спокойное местечко - свой кабинет, кресло - и подумайте. Так легко сказать "да" и быть пойманным на слове раньше, чем вы осознаете, на что вы дали согласие. Если вы мысленно представите, насколько вы сейчас загружены, вы сможете реально оценить время, которое потребуется на выполнение просьбы или предложения. Тогда будет легче перезвонить лицу, обратившемуся к вам, и вежливо отказаться".